Структура Цивилизации (Социально-Политический Строй)

Социально-политический строй — очередной этаж пирамиды циви­лизации — выражает сложную систему общественных отношений. К ним можно отнести следующие их основные виды:

а) социальные отношения между различными группами населения — половозрастными (мужчины и женщины, дети, взрослые и старики); зани­мающими разное место в общественном воспроизводстве и разделении труда (различные классы, работники физического и умственного труда, жители городов и деревень); различающимися по культурным и религиоз­ным интересам (служители культа и верующие, относящиеся к разным ре­лигиям), уровню образования и т.п.;

б) этнические и национальные — между группами людей, живущих в одном регионе (стране) и обладающих общностью культуры, экономики, исторических традиций, языка и т.д.; между людьми, относящимся к раз­ным расам, нациям, национальностям, национальным группам;

в) политические — между партиями, выражающими интересы отдель­ных социальных групп, классов, стран, этносов, отстаивающими эти ин­тересы в содружестве или противоборстве с другими политическими си­лами, причем противоборство это может принимать крайние формы во­оруженных столкновений, войн, колониальных захватов. Различают внут­риполитические отношения (внутри одной страны, государства) и внеш­неполитические (между различными странами);

г) государственно-правовые, отражающиеся в различных формах го­сударственной власти, реализующих ее системах правовых норм, обеспе­чивающих их соблюдение государственных и правоохранительных орга­нов. Государство осуществляет разнообразные функции как внутри стра­ны (обеспечение условий воспроизводства, правопорядка, поддержка оп­ределенных слоев населения, подавление сил, стремящихся изменить го­сударственный строй), так и во взаимоотношениях с другими странами (защита от нападений других государств или захват других стран, содер­жание для этого армий, регулирование внешнеэкономических отношений и т.п.); соответственно различаются сферы правового регулирования.

Каждой цивилизации свойственны свой строй и уровень развития соци­ально-политических отношений. Общеисторической закономерностью яв­ляется постепенное усиление этой сферы, появление все новых видов и ти­пов отношений. Если в неолитической цивилизации преобладали отношения между половозрастными группами, первыми ступенями общественного разделения труда (скотоводы, земледельцы), соседними общинами, то уже на следующей стадии отношения многократно усложнились: возникли классы, политические группы, государства, правовые системы, выделился слой людей, занимающихся управлением государством, сбором налогов, службой в армии, правосудием, служением культуре. Это был огромный скачок в формировании общества, упорядочении общественных отноше­ний. В каждой последующей цивилизации эти институты совершенствова­лись, дифференцировались. Они сохранятся и в дальнейшем: как показала историческая практика, время исчезновения классов и отмирания государ­ства еще не пришло. Да и вообще вопрос — придет ли оно, поскольку эти ожидания вытекали из представлений о стирании классовых различий и чи­сто насильственной функции государства как машины для подавления од­ного класса другим, противопоставлявшейся самоорганизации равноправ­ных членов общества. Между тем, функции государства разнообразнее, оно является неизбежно возникшей формой самоорганизации общества, проти­востоящей произволу и хаосу в общественных отношениях.

На разных фазах цивилизационного цикла уровень упорядоченности социально-политической сферы неодинаков. В переходные периоды резко обостряются социальные противоречия, борьба между различными клас­сами, партиями, государствами доходит до крайних форм череды револю­ций, гражданских и межгосударственных войн, происходит смена лиде­ров социально-политической сферы, сопровождающаяся ломкой части го­сударственного аппарата, изменением правовой системы, политических институтов. В социально-политической сфере наблюдается хаос, нараста­ет беззаконие, усиливается преступность; в войнах, революциях и от рук преступников гибнет значительная часть населения. На следующих фазах цивилизационного цикла из хаоса переходного периода рождается новая упорядоченность социально-политической сферы, отвечающая проис­шедшим радикальным переменам в человеке, технологическом и эконо­мическом способах производства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *