Применение Теории Сравнений Для Составления Сетки Вещания Музыкальной Радиостанции

Введение.

Привлечение и удержание целевой аудитории – это два кита, на которых держится сегодняшнее коммерческое радио. Чем больше людей слушают радиостанцию, тем большая вероятность выгодной продажи рекламного времени. Для FM-станций одним из главных инструментов привлечения слушателя является музыкальный материал. Однако не менее важна и его подача, ведь большинство радиостанций имеет практически одну и ту же фонотеку (но успешны далеко не все).

На сегодняшний день для составления плей-листов эфира используются программы Music Master, Selector и Powergold. Однако это всего лишь инструмент. Основа эфира и его структура создается человеком, и только потом она переносится в машину с учетом индивидуального видения специалиста, занимающегося музыкальным программированием. Во многом именно этой кропотливой работы зависит коммерческий успех радиостанции.

В настоящей статье описана новая методика музыкальном программировании эфира, которая может быть весьма полезна специалистам. Она основана на математической теории сравнений и принципиально отличается от алгоритмов, заложенных в основу указанных выше программ.

В работе используется стандартная математическая терминология (см., например [1]), а также понятия современного радиовещания (см. [2]).

1. Основная идея.

В качестве простого применения теории сравнений можно рассмотреть составление расписаний соревнований, проходящих по круговой системе (например, чемпионат по футболу). Напомним [1], что два целых числа a и b сравнимы по модулю натурального числа n, если их разность a – b делится на n без остатка. Это записывается так: a ≡ b (mod n).

Рассмотрим алгоритм составления расписаний, основанный на результатах теории сравнений. Мы будем его использовать его для составления плей-листа музыкальных композиций по следующим правилам:

  1. одна композиция не может звучать более одного раза в час;
  2. наборы и порядок проигрывания композиций в разных часах должны отличаться;
  3. в час звучит не менее двух композиций.

Обозначим количество композиций в музыкальной базе N. Если N – нечетное число, то введем фиктивную композицию T (либо добавим еще одну песню в базу). Тогда будем составлять расписание для N + 1 композиции, включая T (если фиктивная композиция попадает в плей-лист, то пропустим ее). Итак, можно считать что N – четное число.

Композиции будем выбирать парами. Каждой песне сопоставим число x = 1, 2, …, N – 1, N. Предположим, что x принадлежит множеству {1, 2, …, N – 1}. Дополним x композицией yr, где r – номер часа, в котором звучат эти композиции. Тогда yr удовлетворяет сравнению

x + yr ≡ r (modN – 1)                (*)

Данное сравнение всегда имеет решение, но если x = yr, то такой вариант нас не устроит (по условию одна и та же композиция не может звучать в одном часе). Такое возможно если x = r / 2 и r – четное либо если x = (r + N – 1) / 2 и r – нечетное. В этих случае в качестве yr выбираем N. В работе [1] дано строгое математическое обоснование приведенного алгоритма.

В качестве примера построим таблицу для N = 6 композиций, используя описанную выше методику. Проведя несколько простых вычислений по формуле (*), получим следующий результат:

Реализация алгоритма на языке программирования Pascal, а также таблицы для разных значений N приведены в приложениях А, Б.

2. Составление сетки вещания.

Покажем, как можно применить описанную методику для составления сетки вещания музыкальной радиостанции формата AC (Adult Contemporary). Всю музыкальную базу разделим на 8 категорий:

  • A — англоязычный самый горячий хит (Heavy Current)
  • B — англоязычная новинка, добавленные на этой неделе (Light Current)
  • С — англоязычный «остывающий хит», пришел сюда из категории A
  • G — англоязычный хит из «золотой коллекции»
  • AR — русскоязычный самый горячий хит (Heavy Current Rus)
  • BR — русскоязычная новинка этой недели (Light Current Rus)
  • СR — русскоязычный «остывающий хит» из категории AR
  • GR — русскоязычный «золотой хит».

Пример 1.

Покажем, как предложенный подход позволяет составить сетку вещания на 12 часов: с 7 утра до 7 вечера. Будем использовать следующий стандартный клок (12 музыкальных композиций в час).

Стандартный клок

Матричная формула этого клока имеет вид:

F(A,B,C,G, AR,BR,CR,GR) = G+AR+G+GR+B+CR+GR+A+GR+C+BR+G.

Пусть в нашей музыкальной базе есть 8 песен «горячей ротации» (4 англоязычных и 4 на русском языке), 12 новинок (по 6 в B и BR), 16 «остывающих хитов» (по 8 в С и СR). Итого 36 композиций – это половина музыкально вещания. Еще 50 % – это «золотые хиты». Пусть их будет тоже 36 (по 18 в G и GR). Таким образом, наша музыкальная база состоит из следующих 72 композиций:

A = (A1, A2, A3, A4),
AR = (AR1, AR2, AR3, AR4),
B = (B1, B2, B3, B4, B5, B6),
BR = (BR1, BR2, BR3, BR4, BR5, BR6),
C = (C1, C2, …, C7, C8),
CR = (CR1, CR2, …, CR7, CR8),
G = (G1, G2, …, G17, G18),
GR = (GR1, GR2, …, GR17, GR18),

Теперь составим таблицы для каждой из категорий, используя описанный в первом разделе работы алгоритм.

Для таблиц G и GR нам укажем только первые столбцы (полные таблицы см. в приложении Б):

Теперь составим эфирную сетку на 12 часов. Выбор композиций будем осуществлять по столбцам таблиц в соответствии с клоком (отмечено цветом в таблицах). Поясним, как осуществляется выбор. Клок имеет вид:

F = G + AR + G + GR + B + CR + GR + A + GR + C + BR + G.

Берем первую композицию из таблицы G (первый элемент в первом столбце), вторую из AR и так далее. Окончательно плей-лист первого эфирного часа имеет вид:

F1 = (G1, AR1, G17, GR1, B1, CR1, GR17, A1, GR18, C1, BR1, G18).

Второй и последующие часы составляются аналогично. Окончательно имеем следующую сетку на 12 часов эфира:

Построить эту таблицу несложно – нужно скопировать содержимое соответствующих столбцов (отмеченных цветом).

Замечание. Для практического использования описанной методики составления сетки вещания, лучше использовать категории как минимум из 6 композиций в базе. Это позволит избежать повторения песен в двух «соседних» часах. Лучше использовать 2–3 различных клока и чередовать их друг с другом (или блоками по несколько часов).

Пример 2.

Как избежать повторов композиций одного и того же исполнителя (в часе)? Предложенную методику можно применить и для решения такой задачи. Покажем это на примере. Пусть в категории G есть песни 4-х разных исполнителей: X, Y, Z и Q. У первого 2 песни, у второго, третьего и четвертого – по 4, т.е.

X = (x1, x2), Y = (y1, y2, y3, y4), Z = (z1, z2, z3, z4), Q = (q1, q2, q3, q4).

Тогда G = (G1, G2, G3, G4) = (X, Y, Z, Q).

Применим сначала алгоритм для категории G. Получим следующую таблицу:

Теперь применяем указанный поход для X, Y, Z и Q:

Составим таблицу композиций категории G по следующему принципу: выбираем по порядку песни из строчки таблицы исполнителя (см. также таблицу для G). Это дает возможность составить 4*16*16*16 = 16384 различных комбинаций. Например, для формирования плей-листа композиций категории G можно использовать следующую таблицу (выбор отмечен цветом в предыдущей таблице).

Предложенный подход позволит значительно разнообразить эфир, даже если в категории всего 14 песен (как в нашем примере), при этом мы избежали повторений одного и того же исполнителя при каждом выборе. Заметим, что при таком способе составления плей-лист лишен «эффекта предсказуемости», когда постоянный слушатель вынужден каждый день слышать одни и те же комбинации песен.

Заключение.

В работе описан новый алгоритм музыкального программировании эфира, а также предложены варианты его реализации. Предложенная методика не претендует на замещение профессионального программного обеспечения, а является дополнением, позволяющим грамотно структурировать и осмыслить имеющийся музыкальный материал. Она предполагает иной подход, отличный от описанных в открытой печати методик музыкального программирования.

Несомненным достоинством предложенного подхода является большое количество вариантов выбора плей-листов, даже при небольшом объеме музыкальной базы (см. пример 2). Использование описанного в работе алгоритма не ограничивается приведенными примерами. Он будет полезен при структурировании «крупных» блоков вещания (неделя, месяц, сезон и т.д.).

Литература

  1. Оре О. Приглашение в теорию чисел (пер.с англ.). – Москва: УРСС, 2003. – 128 с.
  2. Бубукин А. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Реализация алгоритма на языке программирования Pascal

Program Sravn;

var  N, M, x, i, j, f : integer;

Begin

write(‘N=’); readln(N); if odd(N) then inc(N); // ввести количество композиций</p> <p>M:=N-1; write(‘x: ‘); for i:=1 to N do write(i,’ ‘);

// реализация:

for j:=1 to M do

begin

writeln;  write(‘   ‘);  f:=N;

for i:=1 to M do

begin

x:=j-i;

while x<=0 do x:=x+M;

if ((odd(j)) and (2*x=j+M)) or (not odd(j)) and (2*x=j) then x:=N;

write(x,’ ‘);  f:=f+i-x;

end;

write(f,’ ‘);

end;

End.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблицы значений, полученных с помощью алгоритма.

N=2

1 2
2 1

N=4

1 2 3 4
3 4 1 2
4 3 2 1
2 1 4 3

N=6

1 2 3 4 5 6
5 4 6 2 1 3
6 5 4 3 2 1
2 1 5 6 3 4
3 6 1 5 4 2
4 3 2 1 6 5

N=8

1 2 3 4 5 6 7 8
7 6 5 8 3 2 1 4
8 7 6 5 4 3 2 1
2 1 7 6 8 4 3 5
3 8 1 7 6 5 4 2
4 3 2 1 7 8 5 6
5 4 8 2 1 7 6 3
6 5 4 3 2 1 8 7

N=10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9 8 7 6 10 4 3 2 1 5
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2 1 9 8 7 10 5 4 3 6
3 10 1 9 8 7 6 5 4 2
4 3 2 1 9 8 10 6 5 7
5 4 10 2 1 9 8 7 6 3
6 5 4 3 2 1 9 10 7 8
7 6 5 10 3 2 1 9 8 4
8 7 6 5 4 3 2 1 10 9

N=12

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
11 10 9 8 7 12 5 4 3 2 1 6
12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2 1 11 10 9 8 12 6 5 4 3 7
3 12 1 11 10 9 8 7 6 5 4 2
4 3 2 1 11 10 9 12 7 6 5 8
5 4 12 2 1 11 10 9 8 7 6 3
6 5 4 3 2 1 11 10 12 8 7 9
7 6 5 12 3 2 1 11 10 9 8 4
8 7 6 5 4 3 2 1 11 12 9 10
9 8 7 6 12 4 3 2 1 11 10 5
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 12 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *