Основные Подходы К Определению Философии

Понятие философии неоднозначно и многогранно, не удивительно, что оно вызвало значительные обсуждения и споры. Аристотель (384—322 до н.э.) делит философию на теоретиче¬скую (умозрительную), цель которой — знание ради знания, практическую, цель которой — знание ради деятельности и твор¬ческую (поэтическую), цель которой — знание ради творчества. Византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин в своем труде «Источник знания» дает несколько определений фило¬софии: философия есть познание природы сущего; философия есть познание вещей божественных и челове¬ческих, т.е. невидимых и видимых; философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной; философия есть уподобление Богу, ибо уподобляемся Богу мы через мудрость, справедливость, праведность, доброту, когда мы благодетельствуем нашим обидчикам»; философия есть искусство искусств и наука наук, через нее изобретается всякое искусство и всякая наука; Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском, космическом значении, считает И. Кант (1724—1804), имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: «Что я могу знать ? Что я должен делать ? На что я могу надеяться?» Отдавая дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на первый план выносит практический разум — то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. Поэтому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к одному: что есть человек? Отдавая дань рационалистически-аналитическому, «объективистскому» взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Философы разделились на два лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вторая сторона основного вопроса философии, с этой точки зрения, — как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, познаваем ли мир. Философы, отрицающие познаваемость мира, называются агностиками. Датский философ и теолог С. Кьеркегор (1813—1855), чьи воззрения сложились под влиянием немецкого романтизма и переоценки рационалистического, «холодного» взгляда на мир, основное предназначение философии видел в осмыслении таких вопросов: «Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова ? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто Я?» Французский писатель и философ А. Камю (1913—1960) ут¬верждал: Есть лишь одна по настояшему серьезная философ¬ская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фун¬даментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или две¬надцатью категориями — второстепенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *