Основные Черты Классической Философии

При всем ее разнообразии для классической философии характер­на общая идейная стилистика, целостность, смысловое единство и особый тип философствования, выраженный в следующем: Классические философские системы отличались претензими на целостность, завершенность, монологически-поучительный стиль изложения, объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности. Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Причем деятельность понималась через сознание, т.е. происходило ото­ждествление деятельности и сознания (за исключением мар­ксизма, для которого было характерно понимание практики как предметной и духовной деятельности, выходящее за рамки клас­сического сознания). Рациональное познание, безграничная вера в науку, про­гресс, способность внеиндивидуального и индивидуального разума, возможность переустройства мира на началах Разума провозгла­шались классической философией решающей силой. Считалось, что между знанием, выступающим в логической форме, и окру­жающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внут­ренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания. Для классической философии характерна установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих ме­тодов познания. В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как по­знавательная способность, обладающая сверхопытной сущно­стью, т.е. не выводимой из опыта и не сводимой к нему, и как средство объяснения мира и человека через установление при­чинно-следственных связей, и как средство переустройства и со­вершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый неза­висимый потенциал творчества. Сущность человека определена здесь границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности. В соответствии с признанием неограниченных возмож­ностей человеческого разума в классической философии свобо­да понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость. Классический научный рационализм, ориентирующийся в качестве исходных принципов на абсолютные истины, распро­страняется и на другие типы рациональности: экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политиче­скую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти, и др. Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности харак­теризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, ра­ционально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания. Само философское знание строится как особая форма объективного знания (например, у Гегеля, Канта), субъект же, мыслитель-классик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других, как монопольный обладатель истины. Для классики свойственна глубинная уверенность в есте­ственной упорядоченности мироустройства, наличии в нем ра­зумного порядка и гармонии, универсальных методов познания, всеобщих принципов развития истории, доступных рациональ­ному постижению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *