Исследовательская Экономическая Программа К.маркса И А.смитта

В 40-х гг. XIX в. создается марксистская исследовательская про­грамма. Сегодня существуют разные ее версии: классический марксизм, разработка марксистской программы в ленинской и сталинской версиях, неомарксистские концепции (А. Грамши, Д. Лукач, Ю. Хабермас, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) Марксистская концепция социального развития основыва­лась на выявлении тенденций к усилению общественного харак­тера труда. Кардинальная идея социально-философских исследований состояла в том, что научно-технический прогресс и пре­вращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст ус­ловия для раскрепощения человека, превратит историю челове­чества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как социализм и коммунизм. Маркс связывает ре­шение проблемы осуществления политических прав и свобод человека с переосмыслением вопроса о соотношении граждан­ского общества и государства. Продолжая традицию немецкой классической философии и «переворачивая» Гегеля , он рассмат­ривает исторический прогресс уже не как «развитие понятия сво­боды», а как практическое движение и освобождение человечест­ва. В работах 1840-х гг. годов Марксом и Энгельсом обосновыва­ется принципиальная возможность перехода человечества к ново­му свободному типу исторического развития. Становление идей марксистской программы происходило в контексте культуры, в которой провозглашалось деятельностное отношение к миру — как к природному, так и к социальному. По­этому марксистская концепция классовой борьбы, социальной ре­волюции и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте техногенной культуры. Сейчас, перед лицом глобальных опасностей, человечество должно перейти к стратегии ненасилия, к необходимости диалога культур, наций, религий. Работа Адама Смита «Исследование о природе и причинах бо­гатства народов» оказала влияние на несколько поколений уче­ных-теоретиков и экономистов-практиков. Смит считал, что в обществе действуют объективные законы развития. Действие законов стихийно, но их нужно и можно исследовать, используя в практической деятельности. Анализируя мотивы хозяйственной деятельности человека, полагал, что эгоистический, своекорыстный интерес вы­ступает главным мотивом деятельности. «Экономический чело­век» Смита корыстолюбив, стремится к обогащению, но при реализации своего интереса вынужден оказывать услуги другим людям, предлагать в обмен свой труд и его продукты. Разделение труда Смит рассматривает как главный фактор производительно­сти. Само изобретение и усовершенствование машин — следст­вие разделения труда. Богатство нации зависит от двух основных факторов: 1) доли населения, занятого производительным тру­дом; 2) производительности труда. С наибольшей основательностью и систематичностью Смит ‘защищал принципы функционирования рыночной экономики : част­ную собственность, конкуренцию, невмешательство государства в сферу экономики, естественную свободу человека преследо­вать свой интерес. Смит является создателем теории трудовой стоимости. Стои­мость, считал он, создается трудом независимо от отрасли про­изводства и определяется количеством заключенного в товаре необходимого труда. Однако применить свою теорию в полном объеме к анализу капиталистического производства Смит не смог. Смит обрисовал классовую структуру буржуазного общест­ва, выделив три основных класса: землевладельцев, капитали­стов, наемных рабочих. Он попытался объяснить законы, опре­деляющие доходы этих классов, — земельную ренту, прибыль, заработную плату.