Цивилизация И Её Признаки

Термин цивилизация употребляется в нескольких смыслах: • ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс, А. Тоффлер); • синоним культуры (А. Тойнби и др.); • уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, например); • определенная стадия в развитии локальных культур, ста­дия их деградации и упадка («Закат Европы» О. Шпенглера). Общепризнанными чертами цивилизации является то, что сам переход к ней становится узловым моментом формирования культуры. Цивилизация означает переход к собственно соци­альной организации общества, когда сформировался социум со всеми его отличиями от варварства. Цивилизация не сводится лишь только к одному, хотя и очень важному, экономическому параметру развития общества, а включает в себя и такие важ­нейшие моменты, как культурологический, географический, духовный и т.д. Цивилизация — это устойчивое культурно-историческое со­общество людей, отличающееся общностью духовно-нравст­венных ценностей и культурных традиций, сходством матери­ально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в боль­шинстве случаев общих этнических признаков и соответствую­щих географических рамок. Как видится история сквозь призму цивилизационного подхода? Обширный материал, накопленный к XX в. археологией, этно­графией, сравнительным языкознанием и другими науками, кризис иллюзий относительно «линейной» направленности ис­тории и либерального прогрессизма, переживаемый большин­ством интеллектуалов под влиянием Первой мировой войны, Послужили предпосылкой для формирования цивилизационно­го подхода в понимании истории. Необходимо было раздвинуть горизонты традиционной исторической науки, определить место европейской культуры среди других культур. Сущность цивилиза­ционного подхода заключается в том, что история человечества подразделяется на несколько самостоятельных образований — локальных цивилизаций, каждая из которых имеет самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий. Одна из первых попыток описания истории человечества с точки зрения развития локальных цивилизаций и замкнутых культур принадлежит русскому естествоиспытателю и философу Н.Я. Данилевскому, который еще в 1871 г. в книге «Россия и Европа» раскритиковал общепринятую концепцию деления Всемирной истории на древнюю, среднюю, новую и выделил следующие «самобытные цивилизации», или культурно-исторические типы: еги­петский; китайский; ассирийско-вавилоно-финикийский или хал­дейский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; ново-семитический или аравийский; германо-романский, или европейский. Критику концепции единой всемирной истории и обосно­вание учения о множестве равноправных по уровню достигну­той зрелости культур осуществляет немецкий философ и исто­рик О.Шпенглер. В книге «Закат Европы» он выделяет восемь типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевро­пейская) и культура майя. Каждый культурный «организм» про­живает заранее отмеренный определенный (около тысячелетия) срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, в позд­нюю, окостенелую «массовую» культуру, где осуществляется пе­реход от творчества к бесплодию, к бездушному «интеллекту», к отрицанию самой жизни. Уникальность и неповторимость каждой цивилизации от­стаивает английский историк, дипломат и философ А. Тойнби. В своем труде «Исследование истории» он доказывает, что Все­мирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилиза­ций, каждая из которых проходит в своем развитии стадии воз­никновения, роста, надлома и разложения.