Россия Должна Стать Научной Сверхдержавой

Россия Должна Стать Научной Сверхдержавой

В газете «Поиск» (№12 от 19.03.2010 и №13 от 26.03.2010) — официальном печатном органе Российской академии наук (РАН) — опубликованы тезисы доклада директора Института США и Канады, член-корреспондента РАН С.М. Рогова «Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки — угроза национальной безопасности России», с которым он выступил на заседании Президиума РАН, а также комментарии известных российских ученых в рамках развернувшейся дискуссии. Целью выхода публикаций является привлечение внимания широкой общественности к положению дел в российской науке, причинах и следствиях ее многолетнего финансирования по «остаточному принципу», необходимости сформирования консолидированного ответа на непрекращающиеся выпады в адрес центрального органа российской науки — РАН, а также путях выхода из сложившегося положения.
Уже в заголовке статьи заключена основная мысль автора — только научно-технический прорыв, инновационный путь развития экономики является единственно возможным для России, который позволит ей занять подобающее сверхдержаве место в группе мировых лидеров. Содержание доклада, особенно приведенные в нем статистические данные, оставляют удручающее впечатление. Казалось бы, такого не может быть. И только высокий пост автора, его авторитет в научном сообществе не позволяют усомниться в достоверности цифр и подлинности материалов, тем паче, когда они приводятся человеком, чье информационное поле в разы превышает возможности рядового исследователя.
Читатель может подумать: но ведь кризис, всем плохо и вы туда же. Однако позвольте не согласиться по ряду причин: мы не можем избавиться от «привычки жить за счет экспорта» сырьевых запасов, кризис нас ничему не научил, огромные доходы от экспорта энергетических ресурсов по-прежнему не используются для диверсификации и модернизации российской экономики; растущая «примитивизация» российской экономики в период выхода из кризиса создает угрозу национальной безопасности России; утверждение о том, что у нашего государства нет денег на науку — это вымысел, причем ведущие страны именно в кризис увеличивают вложения в науку, так как уверены, что только она способна обеспечить им ведущие позиции в системе международных отношений в посткризисный период. Для обоснования последнего тезиса достаточно привести две цитаты из доклада: «Только за последний год мы (Россия) увеличили закупки казначейских обязательств США с 32 до 128 млрд. долларов! Это — примерная стоимость ассигнований Пентагона на войну в Ираке в 2009г.». «Администрация Обамы намерена удвоить бюджетное финансирование федеральных научных учреждений и предоставить новые налоговые льготы на исследования и эксперименты. 21 сентября 2009 г. президент США подписал «Американскую инновационную стратегию», где ставится задача «восстановить лидерство Америки в фундаментальных исследованиях». Особое место уделяется «крупнейшему в истории наращиванию фундаментальных исследований и разработок, которые заложат основу для открытий и новых технологий, улучшающих нашу жизнь и создающих индустрию будущего». И как же стыкуется вышеизложенное с сокращением бюджета Академии на 3,5 млрд. руб., это — издевательство!!!
Другим, не менее важным, обстоятельством, побудившим автора выставить свою статью на широкое обсуждение, стали непрерывные нападки со стороны представителей государственно-чиновничьего аппарата и ряда бывших российских ученых, покинувших нашу страну, а также развернутая в некоторых СМИ компания по дискредитации РАН. Академию пытаются, в том числе при помощи различных фальсификаций и инсинуаций, обвинить и в отсутствии грамотного менеджмента, и в недостаточной эффективности научных исследований, при этом не прекращаются попытки ликвидировать этот уникальный научно-исследовательский комплекс, превратить РАН в «дискуссионный клуб», ввести «внешнее управление». На самом деле истинная цель этих «глашатаев справедливости» — вбить клин между академической и вузовской наукой, растащить и приватизировать имущественный комплекс — этакий «лакомый кусочек» для разного рода деятелей, главное предназначение которого служить базой для всевозможных исследований. По тону доклада нетрудно догадаться, что стадия противостояния достигла своего апогея, и дальнейшее молчание может привести к непоправимым последствиям.
Статью можно условно разделить на три части: современное состояние российской науки, ее материально-технической базы; опыт стран-лидеров научно-технического развития; основные черты государственной стратегии поддержки НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и инноваций.
Обратимся к тексту и приведем несколько выдержек, которые, на наш взгляд, дают реальную картину состояния нашей науки, понятную даже для неискушенного читателя.
Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза — в 12 раз, от Китая — в 6,4 раза, от Индии — в 1,5 раза.
Резко сократилось бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась почти в 3 раза численность научных исследователей. В России на 1000 занятых в экономике приходится 6,7 научных исследователей. По этому показателю мы значительно уступаем лидерам — Финляндии (15,4), Японии (11,0), США (9,7), Южной Корее (9,5), Франции (8,3). Произошла утрата целых научных школ.
Фактически научной политики в России нет. Это предопределяет деградацию научно-технического потенциала нашей страны.
В 2009 году бюджет Академии составлял всего 46 млрд. рублей или 1,5 млрд. долл. Эта сумма катастрофически мала и не превышает бюджет среднего американского научно-исследовательского института (в РАН — 435 институтов и научных центров).
В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности — всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Лишь 3 российские компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР.
По государственным расходам на
НИОКР на душу населения (86 долл.) Россия отстает от лидеров в 4-5 раз, а по частным расходам (40 долл.) — в 15-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию!!!
В России всего 1% опрошенных с уважением относится к профессии ученого, а в США — 56%.
Согласитесь, не радужная картина и заметьте, статья не носит популистский характер, а скорее выражает «крик души».
Чему же нас учит опыт стран-лидеров мирового научно-технического развития? У ведущих экономических стран расходы на НИОКР составляют 2-3% ВВП, при этом составляющими элементами расходов являются как государственное (к примеру, в США за счет федерального бюджета финансируется 59% всех фундаментальных исследований), так и частное финансирование. Бизнес-сообщество необходимо стимулировать к инновационной деятельности, применяя налоговые кредиты и льготное налогообложение. Пора создать в России условия для того, чтобы привлечь частный капитал в высокотехнологичные отрасли национальной экономики. Это необходимо для резкого повышения инновационной активности российского бизнеса, доля которого в расходах на НИОКР должна возрасти хотя бы до 50%. Необходимо создать систему государственной поддержки инноваций для непрерывного финансового сопровождения приоритетных проектов на всех стадиях их жизненного цикла — от разработки технической концепции до организации выпуска готовой продукции. Государство должно взять на себя часть нагрузки по финансированию начинающих инновационных предприятий, выделяя им стартовый капитал в виде грантов и льготных займов на осуществление первичных НИОКР по венчурным проектам.
Для решения этих и других важных задач предлагается следующая схема финансирования науки в России (3 этапа). На первом этапе необходимо довести уже в ближайшие годы расходы на НИОКР как минимум до 2% ВВП (1% за счет государственного финансирования и 1% за счет частных расходов). На втором этапе (до 2020 г.) расходы на НИОКР должны достигнуть 3% ВВП. На третьем этапе (середина XXI века) расходы на НИОКР необходимо довести до 4-5% ВВП (100-120 млрд. долл. в год в постоянных ценах), что позволит войти в группу мировых лидеров по расходам на 1 исследователя. «Только в этом случае Россия сможет вернуться в число научных сверхдержав в XXI веке, стать одним из центров силы в многополярном мире» — заключает директор Института США и Канады, член-корреспондент РАН С.М. Рогов.Кабардино-Балкария, как республика, в которой только в системе РАН трудятся 190 научных работников, в том числе 79 кандидатов наук, 36 докторов наук, представители народов которой вошли в высшие круги научной иерархии и результаты научных исследований которых известны во всем мире, в которой функционируют 6 подразделений РАН: Кабардино-Балкарский научный центр (КБНЦ РАН), четыре научно-исследовательских института по различным научным направлениям, нейтринная обсерватория — не может безучастно относиться к судьбе российской науки, без развития которой невозможно добиться процветания людей. Давно назрела необходимость и региональным отделениям встать на защиту Российской академии наук.
12 апреля 2010 г. в учреждении Российской академии наук Институте экологии горных территорий КБНЦ РАН (ИЭГТ КБНЦ РАН) состоялось расширенное заседание Ученого Совета, на котором после детального обсуждения коллектив Института единогласно поддержал выводы, содержащиеся в докладе на тему: «Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки — угроза национальной безопасности» и выразил готовность участвовать в мероприятиях по защите РАН.