Возникновение Человечества: Ретроспектива

Древнеегипетское поверье повествовало, что первые пралюди сотворились из базальта, как и божества и для служения небожителям. Священное Писание гласит: «И создал Всевышний человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину создал их». В Древней Иудеи считали, что божество Вум создал древних людей из земли. В античной Этрурии мудрецы утверждали, что высшее существо Гермес создал людей также из земли (эхо раннеиудейской мифологии), а богиня красоты Афина подарила им существование. Но вскоре в «первых буддийских текстах» записано, что человек разумный произошел от приматов 17 тысяч лет назад. Анаксагор (5 в. до нашей эры) считал, что человек есть умнейшее из животных потому, что он обладает руками.

Аристотель указал роль Homo sapiens в природе по выраженному комплексу особенностей, непосредственно отделяющих Homo sapiens от прочих тварей: прямое передвижение, большой череп, предрасположенность к связной речи и мышлению. «Homo sapiens — существо социальное», — утверждал Анаксагор. Бюффон утверждал высшее творение человека, но этот творец древней естественной парадигмы органического универсума поставил человека к порядку обезьян.

Великий Ламарк исповедовал систему взглядов о непрерывном развитии человека как элемента биосистемы, в последствии ее с энтузиазмом развили многие авторы. Первобытные люди произошли от социальные приматов путем плавного видообразования в течение длительного промежутка времени. Первичные предки человека эволюционировали от питания на лианах к равнинному образу жизни. Положение их тела стало вертикальным. Протекала и перестройка систем органов. Возникли двуногие потомки высших обезьян, ведущих общественный образ обитания. В социумах появилась необходимость в коммуникации между субъектами стаи. В начале коммуникация происходила с применением выражений лица и звуков. Со временем образовалась эмоциональная речь, потом — разумная деятельность и бессознательное. Ламарк верил в основное значение прямохождения в образовании человека. Он указывал, что развитие туловища Homo sapiens происходит по тем же законам, по которым развиваются и остальные живые существа.

Знаменитый биолог Чарльз Дарвин имел другой взгляд на развитие Homo sapiens. По гипотезе этого мыслителя, человек не результат деятельности Бога, а этап эволюционного развития живого универсума, охвативший экосистемный уровень организации природы. Мыслитель однажды высказал теорию о том, что теснейшими прародителями человечества были обезьяны, обитавшие в четвертичном периоде. Дарвин попробовал определить время образования Homo sapiens. Он предполагал, что ныне обитающие в той или иной области звери весьма схожи с вымершими животными той же зоны. В Африке сейчас живут орангутаны — таксоны, достаточно родственные человечеству. На основании этого Мыслитель смог утверждать, что и наши древние предки существовали в Африке. Это предположение подтвердилось в позапрошлом веке. Особенность Homo sapiens, по Дарвину, в первую очередь в его передвижении на двух ногах и в использовании руками орудий собственного изготовления. Ученый блестяще доказал тесное родство людей с ныне живущими высшими приматами. Но Англичанин считал, что ни одна ныне живущая высшая обезьяна не может быть предком Homo sapiens.

Статья предоставлена сайтом «Современная теория эволюции».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *